Новости
Курс на технологичность
28.10.2019
Генеральный директор «АгроГарда» Павел Царев
В результате объединения трех краснодарских сельхозпредприятий более 15 лет назад в российском АПК возник заметный игрок, владеющий более чем 50 тыс. гектаров земли, — компания «АгроГард». Изначально предполагалось, что это будет проект по тестированию современных минеральных удобрений. Но компания начала активно расти и к концу 2000-х превратилась в крупный агрохолдинг. К настоящему времени земельный банк «АгроГарда» достиг 155 тыс. гектаров, собственное поголовье КРС — 10,5 тыс. Выручка предприятия в 2018 году увеличилась на 35% по отношению к 2017-му, до 7,9 млрд рублей, EBITDA — на 168%, до 2,6 млрд рублей. О том, как компании удается достигать высоких результатов и стоит ли рассчитывать на подобную динамику в будущем, «Эксперту» рассказывает генеральный директор «АгроГарда» Павел Царев.
— В 2018 году вы по доходам приросли более чем на треть. Насколько удачно складывается для компании 2019-й?
— В части производства год выдался очень неплохим: урожайность практически по всем культурам оказалась выше уровня 2018-го. Исключения есть. Но в отдельных регионах, и обусловлены они неблагоприятными погодными условиями. В целом мы ожидаем, что валовой сбор зерновых в этом году составит не менее 550 тысяч тонн, что на шесть процентов выше показателя прошлого года.
Другое дело, что цены на сельхозпродукцию в последнее время ощутимо просели. Например, стоимость сахара снизилась более чем на 30 процентов, пшеницы — почти на 20 процентов, ячменя — на 25 процентов. Очевидно, что это довольно серьезно повлияет на доходы агропредприятий.
— В свете возможного снижения денежного потока хотелось бы понять, как в этом году выглядела инвестпрограмма холдинга. Каковы были ее приоритеты?
— Наша инвестполитика, какой бы ни была конъюнктура рынка, всегда ориентировалась на интенсивное развитие предприятий. В этом году мы активно вкладывались в три направления. Первое — обновление сельхозтехники, замена ее на более технологичную и высокопроизводительную.
Второе направление — ИТ-решения, позволяющие усилить внутренний контроль и усовершенствовать систему управления. Третье — развитие складской инфраструктуры. Оно заключается в постепенной модернизации оставшихся еще с советских времен помещений и оборудования по переработке и сушке зерна.
Вся наша инвестпрограмма подчинена одной цели — сделать производство как можно более технологичным. Компания «АгроГард» создавалась как поле для экспериментов и внедрения новейших разработок. За шестнадцать лет многое изменилось, но стремление к постоянному совершенствованию никуда не делось. Именно поэтому холдинг стал соорганизатором агрополигонов, развернутых в Краснодарском крае и Орловской области группой «Фосагро». По сути это испытательные площадки, на которых проводится апробация различных систем питания для основных сельхозкультур региона.
— Перечисляя направления инвестиционной деятельности, вы упомянули об информационных технологиях, позволяющих усилить контроль и повысить эффективность управления. Какие конкретно цифровые проекты вы реализовали?
— Уже довольно давно в холдинге успешно используются системы GPS/ГЛОНАСС-мониторинга сельхозтехники, что позволило оптимизировать ее перемещение и значительно повысить эффективность расходования ресурсов.
Большим шагом вперед для нас также стало развитие во всех объектах холдинга телеком-инфраструктуры. Это дало нам возможность построения (или перестроения) систем видеомониторинга, контроля доступа, корпоративной IP-телефонии, электронного документооборота. Работники теперь имеют возможность оперативно получать необходимую в рамках их полномочий информацию. Кроме того, в рамках наших проектов цифровизации был полностью автоматизирован процесс учета сельхозпродукции.
Сегодня мы внедряем ИТ-решения по контролю сельхозработ, управлению отгрузкой продукции и автоматизации складского учета автозапчастей. В планах — система агрокалькуляторов по различным направлениям.
Если говорить об эффектах автоматизации, то я бы выделил два. Первый — повышение оперативности получения и качества данных (а это, в свою очередь, облегчает контроль). Второй — сокращение трудозатрат и повышение квалификации рабочего персонала.
Цифровизация, безусловно, и дальше будет одним из приоритетных стратегических направлений нашей компании. Иного пути у нас нет, учитывая всевозрастающий дефицит кадров на селе.
— В докладах мировых экспертов постулируется: ключевым риском для АПК сегодня являются климатические изменения. И в России потепление идет опережающими темпами. Сказались ли эти изменения на деятельности компании? Как «АгроГард» минимизирует риски колебаний погоды?
— В некоторых районах Центрального федерального округа климат действительно стал мягче, что требует от нас нестандартных производственных решений. Так, наши филиалы в Орловской и Тамбовской областях успешно выращивают южные сорта пшеницы.
В Краснодарском крае в связи с длительной засухой и отсутствием необходимого количества осадков в июне—июле мы в этом году на 30–50 процентов уменьшили площади посадки зерновой кукурузы. Но в то же время благодаря интенсификации земледелия и применению современных биотехнологий мы в этом регионе получили среднюю урожайность пшеницы 69,3 центнера с гектара. А два из четырех предприятий нашего Кубанского филиала — в Выселковском и Кореновском районах — перешагнули рубеж 70 центнеров и по пшенице, и по ячменю. Как показывает практика, применение интенсивных технологий возделывания культур при разумном севообороте позволяет успешно работать в самых жестких климатических условиях.
Сергей Ермак
Источник: ЭКСПЕРТ