Печать

Сохранение стабильного уровня производства — наш приоритет. Интервью Генерального директора АО «АгроГард»

26.10.2022

Павел Царев (Фото: пресс-служба АО «АгроГард»)

Генеральный директор АО «АгроГард» — об итогах уборочной кампании, государственных мерах поддержки для АПК, технологических инновациях и социальной политике в холдинге

— Уборочная кампания уже подошла к концу. Удалось ли достичь запланированных результатов?

— Особенностью нынешней осенней страды является поздняя уборка, затянувшаяся по пшенице и ячменю у предприятий в Центральном Черноземье практически на месяц. Однако, несмотря на холодную весну, засушливое лето и дождливую осень, результат по зерновым колосовым оказался существенно выше среднегодовых показателей — 122% к плану для всех предприятий холдинга, причем качество урожая оказалось выше ожиданий. Учитывая непростые природно-климатические условия прошедшего лета, получили 50% продовольственного зерна, в том числе 23% пшеницы третьего класса.

Погодные условия оказывают существенное влияние на ход уборки технических культур, увеличиваются сроки уборки кукурузы, на зерно и подсолнечник, завершается уборка сои и сахарной свеклы. Урожайность сахарной свеклы оцениваем как высокую — по предприятиям от 117% до 140% выше плановой, в среднем урожайность составила более 530 центнера с гектара. Урожайность сои также выше запланированного уровня — в среднем по холдингу 22 центнера с гектара, что составило 110% к плану.

— Сейчас многие аграрии и эксперты говорят о том, что в России произведено намного больше зерна, чем требуется стране. Как этот факт повлияет на цену продукции? И каким образом этот вопрос коснулся «АгроГарда»?

— Вопрос эффективной реализации урожая в этом сезоне особенно важен для предприятий агрохолдинга, поскольку помимо традиционных факторов, возникли условия, при которых определяющую роль играют решения, находящиеся в плоскости международных отношений. Эти решения определяют действия регулятора в лице Минсельхоза и оказывают непосредственное влияние на ценообразование на экспортном и внутреннем рынках сельскохозяйственной продукции.

Если сравнить продажи прошлого сезона и текущий момент, то темп продаж несколько отстает от прошлогоднего. Тогда основные объемы были реализованы до ноября 2021 года, незначительные объемы реализации зерновых были перенесены на первый квартал 2022 года. В настоящее время с некоторыми колебаниями рыночное предложение превышает спрос, основным драйвером спроса является экспорт, темпы и объемы которого ниже прошлогоднего. Если в прошлом сезоне средние цены реализации по пшенице третьего класса для холдинга сложились на уровне 17 тысяч рублей за тонну, то сегодня цена реализации — 14,8 тысяч рублей. Аналогичная ситуация по ценам на пшеницу четвертого и пятого классов — в среднем цена ниже на 10-15% и 30-35% соответственно.

Значительные объемы готовой продукции предприятий холдинга размещены в складах долговременного хранения и полимерных рукавах. Вероятно, реализация значительных объемов продукции будет перенесена на 2023 год. Поскольку уборка технических культур, не считая сахарной свеклы, еще не завершена, не определено качество зерна, то говорить что-либо по продажам еще рано. Но мониторинг цен показывает существенную разницу — снижение по сравнению с прошлым сезоном почти в два раза.

Фото: РБК Черноземье

— В 2022 году все предприятия холдинга прошли сертификацию Российского зернового союза. Расскажите, почему прохождение такой проверки очень важно. Что это дает агрохолдингам?

— Прохождение сертификации складских объектов является добровольным, то есть каждый сельхозтоваропроизводитель сам принимает решение проходить такую сертификацию или нет. Вместе с тем, наличие подобных сертификатов является значимым как для самих сельхозтоваропроизводителей, так и для их партнеров. Для нас прохождение данной проверки позволило привести все технологические процессы при работе с зерновыми культурами на складских объектах и сами складские объекты в такое состояние, которое удовлетворяет различным внешним требованиям, предъявляемым к приемке, подработке и хранению сельскохозяйственных культур. Для наших партнеров, в первую очередь для тех, кто покупает нашу продукцию, наличие таких сертификатов является свидетельством того, что АО «АгроГард» заботится об обеспечении высокого качества своей продукции и является ответственным участником зернового рынка.

— Как сейчас сферу АПК поддерживает государство? Можете ли рассказать о мерах поддержки, которыми воспользовалось АО «АгроГард»?

— Многие годы АПК активно поддерживается государством посредством предоставления льготных кредитов и различный субсидий. Кредиты предоставляются на пополнение оборотных средств на срок до одного года, а именно на приобретение запчастей, минеральных удобрений, горюче-смазочных материалов, средств защиты растений. Также можно получить инвестиционные кредиты на приобретение сельскохозяйственной техники и оборудования. Важно, что стоимость таких кредитов не велика, она законодательно не может превышать 5% годовых. По факту, нашим предприятиям удается получать кредиты даже по более низкой ставке.

Что касается субсидий, которые выплачиваются в адрес сельскохозяйственных предприятий, то здесь спектр весьма широк, но, прежде всего, он связан со специализацией агрофирмы. Одним из направлений, которое на постоянной основе субсидируется государством, является отрасль молочного животноводства, поэтому наши предприятия, занимающиеся производством молока, регулярно получают денежную поддержку от государства по данному направлению. Очень значимой является субсидия на приобретение племенного молодняка, в частности, нетелей. Также помощь оказывается в приобретении элитных семян. Помимо этого, имеем возможность получить стимулирующую субсидию на развитие отрасли растениеводства. Есть субсидии на возмещение части затрат на приобретение российской техники и на агрохимическое обследование почв. Отмечу, что за последние три года предприятиями холдинга получено субсидий на общую сумму свыше 250 млн рублей.

Фото: РБК Черноземье

— Как на компанию повлияли санкции, введенные со стороны зарубежных государств? Пришлось ли пересматривать вашу инвестпрограмму на ближайшие годы?

— В феврале-марте 2022 года инвестиционная программа АО «АгроГард» была существенно пересмотрена. Изначально было запланировано приобретение 21 зерноуборочного комбайна бельгийского производства New Holland, по факту закупили 27 комбайнов Ростсельмаш, российского производства. Также произошли изменения и по другим видам техники. Запланированные к приобретению импортные марки техники заменены на альтернативные. Самоходный опрыскиватель CNH заменили на Berthoud, телескопические погрузчики JCB — на погрузчики Manitou, Claas и Амкодор.

Рост цен на строительные материалы и оборудование повлек за собой удорожание части проектов, запланированных к реализации в 2022 г. На данный момент, в связи со сложившейся геополитической и экономической обстановкой пересмотру подлежит ранее утвержденная инвестиционная программа на 2023-2024 годы.

— В этом году «АгроГард» начал реализацию инвестиционного проекта в Кубанском филиале по оптимизации молочно-товарного комплекса на одном из предприятий. Расскажите, на каком этапе сейчас этот проект.

— С целью оптимизации производственных процессов и сокращения общепроизводственных затрат принято решение об объединении двух ферм предприятия. В связи с этим, инвестиционной программой предусмотрено строительство корпусов для содержания молодняка с выгульными базами, базов с навесами над кормушками для дойного стада, двух силосных траншей, приобретение и монтаж системы молокопровода, а также танка-охладителя для родильного отделения. Из-за роста цен в период с февраля по март текущего года сумма инвестиций в строительство возросла на 35%. В настоящее время планируемые к закупке 200 голов нетелей отобраны и поставлены на карантин. Приобретение нетелей позволит увеличить основное стадо на 80 голов и получить дополнительно 663 тонны молока в 2023 году, что, в свою очередь, позволит увеличить прибыль в данном сегменте.

— Несмотря на впечатляющие темпы развития российского агропромышленного комплекса в последние годы, многие эксперты и участники сферы говорят о кадровом дефиците. Испытывает ли АО «АгроГард» нехватку специалистов? Существуют ли какие-либо программы по подготовке специалистов? Какая работа ведется вашей компанией для привлечения молодых кадров?

— Проблема дефицита рабочей силы свойственна сельскому хозяйству, так как происходит отток населения из сельских поселений в городскую среду. Тем не менее, как такового кадрового кризиса у нас нет, но, безусловно, есть дефицит квалифицированных специалистов и рабочих. В настоящее время на предприятиях холдинга не хватает агрономов, животноводов, трактористов-машинистов и водителей грузового транспорта.

Также для сельского хозяйства, как и для многих других отраслей, характерен достаточно высокий средний возраст специалистов, занятых в производстве. Сейчас средний возраст специалистов на наших предприятиях превышает 45 лет. Поэтому нами разрабатываются мероприятия по привлечению и удержанию молодых работников, ведется работа с образовательными учреждениями по приему на практику студентов. Вместе с тем, считаем, что для удержания кадров в селе недостаточно действий только со стороны сельскохозяйственных компаний. Необходимо на уровне государства разрабатывать программы по привлечению молодежи в сельское хозяйство.

— Многие компании предлагают для своих сотрудников различные меры поддержки, участие в жизни работников становится трендом последних лет. Как выстраивается социальная политика компании?

— Да, безусловно, в нашей компании системно реализуются меры социальной поддержки как работников предприятий, так и жителей сельских поселений в местах присутствия филиалов АО «АгроГард». В целом, социальная политика и методы стимулирования направлены на повышение качества жизни населения в сельской местности, в том числе, за счет создания достойных рабочих мест на наших предприятиях.

Мы заинтересованы в развитии сельской инфраструктуры, поэтому ежегодно направляем инвестиции в развитие местных территорий, участвуем в финансировании образовательных, спортивных и общественных организаций.

Действующая на всех наших предприятиях система мотивации сочетает в себе методы материального и нематериального стимулирования, что повышает уровень лояльности работников. Отмечу, что трендом последних лет является низкая текучесть кадров.

Фото: РБК Черноземье

— Какие технологии были внедрены компанией за последний год, и какое влияние они оказали на процесс выращивания, урожай и прибыль?

— В текущем сезоне были расширены площади под современные высокопродуктивные и новые сорта пшеницы и ячменя. Получены хорошие результаты по прибавке к урожайности, порядка 10-20%. Ряд предприятий холдинга в этом году приобрели и использовали в весеннем севе инновационные предпосевные культиваторы, позволяющие готовить почву с максимальным качеством и с более высокой скоростью. Такая техника помогает комбинировать до пяти операций за один проход. Помимо этого, частично был пополнен парк сеялок, значительно улучшивших качество сева и сокративших его сроки.

— Какие планы перед собой ставите на будущее?

— Компания продолжает планомерную реализацию инвестиционных программ и проектов, нацеленных на замену и пополнение парка сельскохозяйственных машин и оборудования, а также модернизацию и строительство новых объектов складской инфраструктуры, в частности комплексов по сушке и зерноочистке. Часть проектов скорректирована по сложившимся условиям работы с рядом зарубежных компаний. Реализуется проект по тестированию технологии точного земледелия. В растениеводстве на следующий год запланировано применение новых марок минеральных удобрений.

Сегодня ситуация такова, что руководителям компании приходится быстро реагировать на изменения во внешней среде и принимать решения, которые позволят бизнесу адаптироваться к новым реалиям. При этом, нашими приоритетами являются сохранение стабильного уровня производства и удержание на приемлемом уровне доходности бизнеса. Это, в свою очередь, позволит нам сохранить рабочие места и достойный уровень жизни работников АО «АгроГард».

Источник: «РБК Черноземье», 26.10.2022

Все новости